1854
Подростком Луи Вюиттон пешком проделывает путь из провинции Франш-Комте в Париж, чтобы устроиться в мастерскую, где делают дорожные сундуки и коробки. У Луи сколачивать ящики выходит так ловко, что готовить свои платья к путешествиям ему вверяет императрица Евгения — Вюиттона назначают ее личным упаковщиком. В 1854 году он открывает магазинчик под своим именем.
1858
Луи Вюиттон создает первый в мире плоский чемодан, легкий и непромокаемый. До этого водонепроницаемость багажа обеспечивалась крышкой округлой формы — считалось, что с нее лучше скатывается вода. Гостиничные портье и вокзальные носильщики ему безмерно благодарны — чемоданы Louis Vuitton можно беспрепятственно укладывать один на другой.
1896
В клиентах у Louis Vuitton числятся индийские махараджи, голливудские звезды и русская царская семья, в неприятелях— конкуренты, повсеместно копирующие чемоданы Вюиттона. Сын Луи, раздосадованный подделками, придумывает знаменитое фирменное полотно Monogram: с вытесненными золотом на коричневой коже инициалами отца и цветами. Изобретение приструнило пиратов только на время — по подсчетам сегодня только 1% всех вещей, помеченных буквами LV, сошли с производства на фабриках компании.
1901
Появляется Steamer – мягкая и легкая сумка, прообраз фирменной ручной клади Vuitton. У этих сумок особая стать: их кроят из цельного куска первоклассной кожи, а все швы делают вручную. На покупку распространяется пожизненная гарантия: поломку устранят совершенно бесплатно в любом магазине марки. А вот скидок на сумки Louis Vuitton не бывает — ни при каких обстоятельствах.
1932Появляется Noe — похожая на торбу сумка, изначально заказанная винным домом, — по техническому заданию в ней должно было помещаться пять бутылок шампанского. Вещь удалась во всех отношениях и приглянулась не только выпивохам, но и светским девушкам. Годом спустя была создана Speedy — удобная городская сумка, представляющая собой уменьшенную копию дорожного кофра
Louis Vuitton. Самая большая ее поклонница — Одри Хепберн: в руках актрисы сумку можно видеть и в фильме «Шарада», и на фотографиях папарацци. И Noe и Speedy по-прежнему одни из самых популярных моделей марки, делают их во всевозможных материалах и размерах.
1934Специально для
Коко Шанель — и, вероятно, не без ее подсказок — Гастон Вюиттон, внук Луи, придумывает практичную и элегантную сумку трапециевидной формы. Спустя несколько десятилетий личный ридикюль Шанель запускают в производство под именем Alma. Шанель — пример не исключительный, на фабриках
Louis Vuitton для клиента с идеями в индивидуальном порядке сошьют не только сумку, но и тубус для чертежей или чехол для гобоя.
1940Темное пятно на репутации марки — сотрудничество с нацистским режимом во время Второй мировой войны. Компания оказывает услуги коллаборационистскому правительству, а на входе в парижский магазин висит табличка: «Собакам и евреям вход воспрещен» — в книге французской журналистки Стефани Бонвичини «Louis Vuitton: A French Saga» эти обстоятельства подробно расследуются. Официальный ответ представителей марки: «Мы не отрицаем факты, но уделять этой старой истории полсотни страниц — чересчур».
1966Новорожденную сумку Papillon (с французского «бабочка») — цилиндр с двумя ручками, и впрямь напоминающими крылья бабочки, — в модных журналах рекламирует, прижимая к себе, худышка
Твигги.
1978Открываются первые магазины в Японии, в Токио и Осаке. На островах
Louis Vuitton — предмет почти нездорового культа, именно японцы ответственны за львиную долю мировых продаж. Сметя лучшие образцы в местных магазинах, которых теперь только в одном Токио 11 штук, японцы готовы слетать в Лос-Анджелес или на Гавайи исключительно за новым кошельком. Из-за внушительных очередей в бутике на Елисейских Полях несколько лет назад были вынуждены ввести временную квоту: туристкам с Хоккайдо — не больше пары предметов в одни руки.
1987В результате слияния компаний
Louis Vuitton и
Moet Hennessy создается концерн
LVMH, крупнейшая финансовая группа по производству предметов роскоши. LVMH принадлежат бренды вроде
Givenchy и
Chaumet, обороты концерна исчисляются миллиардами долларов.
1993Первый выпуск линии мужских аксессуаров под нечужим нам названием Taiga. Лист нынешнего ассортимента читается, как «Родная речь»: имеется дорожная сумка Stanislav, бумажник Baikal, портфель Igor и борсетка Kurgan.
1997Марк Джейкобс назначен арт-директором
Louis Vuitton. Не самый очевидный альянс: буржуазная французская марка с историей и американский дизайнер, певец сиротского стиля, с позором изгнанный из компании Perry Ellis за коллекцию в стиле гранж. Тем не менее Марк и Louis Vuitton сработались: Дом обзавелся одеждой прет-а-порте и украшениями, приободрился и помолодел. Сумки Louis Vuitton навесили на локотки не только министерские жены в возрасте, но и бойкие старлетки и поп-дивы, а в журнальных разворотах на Vuitton лицом работают Скарлетт Йоханссон и Фаррелл Уильямс.
2003Возникает самый успешный и во всех смыслах яркий проект
Louis Vuitton с японским художником
Такаси Мураками. Мураками знаменит полотнами с жизнерадостными цветочками и скульптурами расплывающихся в улыбках персонажей с именами вроде «Луковая голова» и «Панда». Для марки он разработал свою версию классического полотна под названием Monogram Multicolore: привычные монограммы пестреют в тридцати трех радужных цветах на черной или белой коже.
2005К открытию обновленного бутика на Елисейских Полях
Louis Vuitton ангажирует с перформансом знаменитую художницу Ванессу Бикрофт. На полках с сумками и чемоданами та рассаживает практически обнаженных девушек в небрежных позах — вышло довольно эффектно.
2006На седьмом этаже главного парижского магазина начинает работать выставочное пространство
Espace Louis Vuitton. До конца нынешнего года здесь проходит выставка Moscopolis — размышления русских художников о российской же столице: Олег Кулик привез французам юрту, а Павел Пепперштейн — письма Путину и Лужкову с предложениями по градостроению.
2007Для рекламной кампании
Louis Vuitton, призванной показать не сезонные новинки, а вечные ценности марки, Энни Лейбовиц сфотографировала Катрин Денев и Михаила Горбачева. Снимок последнего президента СССР наделал особенно много шума: на фото Михаил Сергеевич всматривается в проплывающие за окном автомобиля останки Берлинской стены, а из лежащей рядом на сиденье дорожной сумки Louis Vuitton выглядывает журнал, на обложке которого при значительном увеличении можно разглядеть анонс материала об убийстве Литвиненко.